Расписка при покупке квартиры

Расписка – документ, подтверждающий получение имущества или денежных средств, заверенный подписью получателя.

Несмотря на то, что в Гражданском Кодексе РФ не существует такого правового термина, расписки часто фигурируют в различного рода сделках, в том числе с недвижимостью.

Подобные крупные сделки всегда сопряжены с риском мошенничества, поэтому задача обеих сторон – обезопасить себя, чтобы в дальнейшем избежать неприятностей.

 

Почему необходимо составить расписку?

При приобретении квартиры договор купли-продажи обязывает одну из сторон передать жилье в собственность покупателя, а вторую сторону – произвести оплату. Переход права собственности от продавца к покупателю происходит в момент государственной регистрации сделки в Росреестре, но эта процедура, как и заключение договора, не являются подтверждением факта уплаты покупателем денежной суммы.

Поэтому правильно составленная расписка при покупке квартиры – гарантия того, что покупатель сможет защитить в суде свои права, если сделка будет отменена или продавец впоследствии откажется признать факт оплаты и применит прописанные в договоре для такого случая санкции.

Расписка может подтверждать как полное исполнение обязательств по финансам, так и частичное (например, аванс или задаток).

Расписка также понадобится, чтобы получить имущественный налоговый вычет (вернуть 13% от стоимости жилья в случае исправной уплаты подоходного налога). В налоговой службе потребуют определенный пакет документов, в том числе свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, и подтверждение размера денежной суммы, потраченной на покупку жилья. Если расписка не была вовремя составлена, воспользоваться своим правом на вычет не получится.

Правильное оформление расписки

Форма документа не закреплена законодательно, поэтому является произвольной.

Но если документ составлен неправильно, подать иск в суд будет довольно трудно, к тому же это может послужить причиной признания договора недействительным. Поэтому очень важно соблюсти все требования, предъявляемые к распискам.

  • Расписка принимается в суде только при условии, что она составлена в письменной форме (п.1 ст. 162 ГК РФ о последствиях несоблюдения простой письменной формы сделки). Устная договоренность, даже подкрепленная свидетельскими показаниями, приниматься судом во внимание не будет, как и факты аренды банковской ячейки или наличие квитанции обмена валюты: все это не доказывает факта передачи денег.
  • Расписка пишется от руки, синей ручкой, разборчивым почерком. Крайне нежелательно набирать ее текст на компьютере. В случае отказа продавца признать, что это он составлял расписку и получил денежную сумму от покупателя, суд может потребовать графологическую экспертизу. С ее помощью можно установить, кому принадлежит почерк в документе, и пресечь попытку мошенничества.
  • По тем же причинам нельзя, чтобы текст расписки написал кто-то за получателя денег, а тот поставил свою подпись. Этого может быть недостаточно. Получатель пишет расписку от начала до конца, независимо от состояния его здоровья, остроты зрения и других причин.
  • Ксерокопия документа, даже нотариально заверенная, юридической силы не имеет, поэтому расписка составляется минимум в двух экземплярах.
  • Исправления, зачеркивания и помарки не допускаются.
  • Писать расписку обязательно должно лицо, имеющее на это полномочия. Это сам участник договора или его законный представитель. Нельзя, чтобы в получении денег расписывался, к примеру, родственник хозяина квартиры, если у него нет соответствующей доверенности.
  • Размер денежной суммы указывают и цифрами, и прописью (рядом в скобках) во избежание недоразумений.
  • Подписи сторон должны совпадать с их подписями в паспорте.
  • Заверять документ у нотариуса необязательно, но для большей уверенности можно воспользоваться его услугами – тогда расписка станет неопровержимым доказательством получения продавцом денег и поможет избежать дорогостоящей экспертизы почерка.
  • Стороны могут привлечь третьих лиц в качестве свидетелей. Их паспортные данные тоже вносят в документ, и они дополнительно подтверждают своей подписью, что передача денежных средств состоялась.

Что обязательно нужно указывать в расписке?

Расписка при покупке квартирыГрамотно составленная расписка включает максимально полные и точные сведения о сторонах, заключающих договор, о самом договоре, его предмете и размере денежной суммы.

  1. Заглавие документа, которое отражает его суть. Например, «Расписка о получении задатка в счет покупки квартиры».
  2. ФИО и паспортные данные плательщика и получателя денег (серия и номер документа, кем и когда выдан, и адрес регистрации), а также адрес фактического проживания. Сведения должны быть полными, без сокращений.
  3. Необходимо четкое обозначение сторон договора: кто приобретает квартиру, а кто – продает.
  4. Если у квартиры не один собственник, а несколько, предоставить свои данные для расписки и подтвердить получение денег должен каждый из них.
  5. Описание цели, для которой передаются деньги, например, «покупка квартиры», «залог» или «аванс за квартиру». При частичной оплате нужно указать ее размер, общую стоимость квартиры и рассчитать сумму остатка, а для каждого факта частичной передачи денег составлять отдельную расписку.
  6. Данные приобретаемого недвижимого объекта: адрес жилья, его метраж и кадастровый номер, со ссылкой на соответствующий договор.
  7. Реквизиты договора, на основании которого приобретается квартира.
  8. Сумма денежных средств, их валюта, а также действующий валютный курс, если деньги передаются не в рублях.
  9. Место и дата составления расписки и передачи денег.
  10. Фраза, подтверждающая получение покупателем денег. Например: «Денежная сумма получена мной в полном объеме, претензий не имею».
  11. Подписи сторон с расшифровкой.