Регистрация права собственности на недвижимость

Действующее российское законодательство содержит положения, регламентирующие процедуру регистрации права собственности на недвижимость, которой в обязательном порядке подлежат помещения любого назначения.

Это необходимо для того, чтобы, с одной стороны, защитить интересы правообладателей — владельцев объектов недвижимости, с другой — для учета имущества и контроля за процессом налогообложения.

Поскольку рассматриваемое юридико-правовое действие затрагивает как объекты жилой, так и коммерческой недвижимости, необходимо знать, какие документы следует подготовить, куда их передать, сколько по времени занимает весь процесс и другие нюансы.

 

Нормативно-правовая основа процедуры регистрации права собственности

Нормативной базой для проведения регистрационной процедуры является Гражданский кодекс РФ (статья 131), в котором содержатся общие положения, указывающие на обязательный характер ее осуществления.

Более детально данная проблематика рассматривается в следующих официальных документах:

  • Жилищный кодекс РФ;
  • ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
  • ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости»;
  • ФЗ «О содействии жилищному строительству»;
  • Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и др.

Именно этими актами следует руководствоваться при осуществлении регистрационной процедуры права собственности.

При нарушениях основных правил регистрации применяются положения Кодекса РФ об административных правонарушениях (статья 19.21).

 

Правовые основания регистрации права собственности на недвижимость

Перечень оснований, порождающих необходимость регистрации права собственности на объекты недвижимости, содержится в статье 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». К ним относятся следующие моменты:

  1. акты, изданные органами государственной власти и местного самоуправления;
  2. заключенные договоры и соглашения;
  3. свидетельства о приватизации;
  4. свидетельства о праве на наследование;
  5. решения суда, вступившие в законную силу и др.

 

Необходимый пакет документов и основные требования к нему

Процедура регистрации права собственности – достаточно длительный процесс. Это обусловлено большим объемом документов, которые необходимо предоставить в уполномоченный орган, и некоторые сложности их сбора.

Список документов, подаваемых в уполномоченный орган, будет зависеть от конкретного основания получения объекта недвижимости. Однако их можно систематизировать следующим образом:

  • заявление о регистрации, заполняемом на специальных бланках при подаче документов (если пакет подается в электронном формате подпись заявителя должна быть нотариально заверена);
  • официальный документ, подтверждающий переход права собственности, например, договор купли-продажи, о приватизации, дарения, свидетельство о праве на наследство и т.д.;
  • документ, подтверждающий право собственности на земельный участок (необходим при оформлении в собственность отдельного здания);
  • кадастровый паспорт и план;
  • общегражданский паспорт заявителей;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

Примечательно, что заявление подается в единственном экземпляре и подшивается к делу. Все остальные бумаги должны быть предоставлены в оригинале + ксерокопии. К перечисленным документам предъявляются очень строгие требования. Это обусловлено тем, что право собственности находится под особым контролем и вниманием со стороны государства.

Именно поэтому предъявленные бумаги должны отражать полную и достоверную информацию о регистрируемой объекте, включая его подробное описание, вид получаемого права, в предусмотренных законах случаях быть нотариально заверены, скреплены печатями и подписями сторон.

Они должны быть аккуратно заполнены, сведения о субъектах, участвующих в сделке, написаны полностью, разборчиво, без приписок, исправлений и подчисток. В противном случае, регистрирующий орган может отказать в регистрации и вернуть документы.

Это базовые документы, которые необходимо предоставить для совершения процедуры. Более точную информацию рекомендуется узнать непосредственно в уполномоченном органе по месту регистрации.

 

Размер государственной пошлины за регистрацию права собственности

Размер пошлины за регистрацию права собственности на недвижимость и сделок с ним указан в статье 333.33 Налогового кодекса РФ. Эта сумма дифференцируется в зависимости от статуса субъекта-заявителя и составляет:

  • для физических лиц — 2000 рублей;
  • для юридических лиц — 22000 рублей.

 

Способы подачи документов

В настоящее время подать документы на регистрацию права собственности на недвижимость можно различными способами, в том числе:

  1. обратиться самостоятельно напрямую в отделение Росреестра;
  2. с помощью Многофункционального центра (МФЦ);
  3. отправить по почте с уведомлением;
  4. обратиться к специализированной фирме-посреднику;
  5. в электронном виде на сайте;
  6. заказать выездное обслуживание.

Каждый из перечисленных способов обладает преимуществами и недостатками. Например, в первом случае, придется потратить немало сил, времени и нервов, поскольку человеческий фактор имеет значение: сотрудник Росреестра может субъективно отнестись к каждому конкретному случаю и отклонить поданный пакет документов по какой-либо причине либо, наоборот, войти в положение обратившегося лица и подробно объяснить имеющиеся недочеты.

Регистрация права собственности на недвижимостьС другой стороны, дистанционные способы делают жизнь гораздо проще, ведь документы можно отправить, не выходя из дома.

Однако в этом случае, получив отказ, гораздо сложнее отстоять свои права и интересы. Именно поэтому, каждый выбирает сам способ подачи собранного пакета документов.

Независимо от того, каким способом было решено подать заявление и другие необходимые для регистрации документы, обязательно следует получить от принимающего органа расписку с указанием даты и точного времени передачи.

Если бумаги были переданы почтой или в электронном виде, то на следующий день вам будет направлена расписка в их получении. Этот документ является гарантом для обратившегося и именно с этого момента начинаются регистрационные действия.

 

Порядок государственной регистрации права собственности на недвижимость

Процедура регистрации права собственности достаточно проста и представляет собой последовательное выполнение следующих действий:

  • подача пакета документов и их регистрация в уполномоченном органе;
  • правовая экспертиза полученных бумаг на предмет законности проводимой сделки, отсутствия каких-либо противоречий и других оснований, способных повлечь отказ;
  • внесение надписей на документах, подтверждающих право собственности на недвижимость;
  • выдача удостоверения о произведенной регистрации или выписки из Единого государственного реестра.

Сделка считается зарегистрированной с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр, в котором отражаются следующие основные моменты:

  1. субъект права (физическое или юридическое лицо, обладающее способностью осуществлять права и обязанности);
  2. объект зарегистрированного недвижимого имущества;
  3. вид права (собственность, долевая, совместная собственность, хозяйственное ведение и др.);
  4. юридическое основание.

Вся процедура занимает не более 10 рабочих дней с момента получения заявления и полного пакета документов. В случае нарушения порядка регистрации законодательство предусматривает наложение административной ответственности.

Приостановление и отказ в регистрации права собственности на недвижимость

Заявитель должен подходить со всей ответственностью к процедуре регистрации права собственности на недвижимость и подготовке необходимого пакета документов, поскольку регистрирующий орган может приостановить мероприятие или вовсе дать отказ.

Регистрационный орган вправе приостановить процедуру в следующих случаях:

  1. при возникновении сомнений в наличии правовых оснований в совершаемом действии;
  2. при возникновении сомнений в подлинности документов;
  3. если заподозрил недостоверность содержащихся в них сведений;
  4. подача неполного пакета документов;
  5. решение суда, вступившее в законную силу.

Регистратор обязан устранить имеющиеся недоработки и принять все возможные меры для получения правдивых сведений. При этом в день принятия решения о приостановлении процедуры должно быть сформировано соответствующее уведомление и направлено заявителю не позднее, чем на следующий день.

Следует учитывать, что регистрация права собственности на недвижимость не может быть приостановлена более, чем на 1 месяц: за это время заявитель должен устранить все недоработки. В противном случае, регистрирующий орган обязан отказать в совершении действия.

Помимо этого, отказ в регистрации права собственности можно получить при наличии следующих оснований:

  • вид права, с которым обратился заявитель, не подлежит регистрации;
  • лицо, обратившееся в уполномоченный орган, не вправе совершать данное действие;
  • субъект, выдавший правоустанавливающий документ, не обладал такой компетенцией;
  • в заявленных и уже зарегистрированных правах имеются явные противоречия и др.

В случае отказа в регистрации права собственности заявителю направляется уведомление со ссылкой на причину отказа не позднее, чем 5 дней по истечении срока, отведенного на рассмотрение поступившего заявления. При этом пошлина, уплаченная за данные действия, не возвращается.

Заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрационного органа в суде.

Таким образом, регистрация права собственности на недвижимое имущество — достаточно простое мероприятие. Однако от его грамотного проведения зависит возможность дальнейшего использования регистрируемого объекта.