Как перенести дело об административном правонарушении по месту жительства
По общим правилам, дело об административном правонарушении должно рассматриваться по месту его совершения. Однако, лицам, в отношении которых ведется производство о правонарушении по административному делу, закон предоставляет право на альтернативу. Правонарушитель может рассчитывать на перенос рассмотрения своего дела по месту жительства.
Так, в силу ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого проводится производство по делу об административном правонарушении, вправе подать соответствующее ходатайство и дело может быть перенесено и рассмотрено уже по месту жительства нарушителя.
Ст.47 Конституции РФ гласит, что “Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом”.
То есть, право на рассмотрение дела об административном правонарушении «в родных стенах» закреплено Конституцией и должно быть реализовано. Поданное лицом ходатайство должно быть безусловно удовлетворено судом. При этом в КоАП РФ не прописано норм, обязывающих лиц, в отношении которых ведутся рассмотрения производств по делу, указывать причины, по которым они просят об этом. Представлять доказательства, которые подтверждали бы уважительность таких причин, также не требуется. А поскольку административные правонарушения часто связаны с совершением дорожно-транспортных происшествий, понятно, что человек хочет, чтобы его дело рассматривалось по месту жительства.
Между тем, при определенных ситуациях, учитывая конкретные обстоятельства дела, судья может отказать в удовлетворении поданного указанным лицом ходатайства. Это происходит при необходимости обеспечения баланса прав других участников, проходящих по делу об административном правонарушении, а также защиты публичных интересов.
При этом суд руководствуется Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 40, от 19 декабря 2013 г. «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
В частности, к таким ситуациям относят:
- Возражение потерпевших, обладающих аналогичными процессуальными правами, как и лица, в отношении которых ведется административное производство по делу о правонарушении, привлечение которых к участию в деле (в силу части 2 и 3 статьи 25.2 КоАП РФ) является обязательным. В данном случае, удовлетворив ходатайство лица, в отношении которого ведется административное производство по делу о правонарушении, на рассмотрение дела по месту его жительства, судом может быть нарушено право потерпевшего на судебную защиту;
- Установление факта недобросовестного использования своих процессуальных прав лицом, в отношении которого ведется административное производство по делу о правонарушении. Например, последовательное заявление ходатайств об отложении рассмотрения административного дела по различным основаниям. А затем — о рассмотрении дела по месту жительства;
- Возбуждение дела об административном правонарушении в отношении данного лица, за совершение которого предусматривается санкция в виде назначения наказаний, таких как — административный арест или административное выдворение. Это следует из положений ч. 3 ст. 25.1, ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ, предусматривающих рассмотрение дела в день получения протокола об административном правонарушении. При этом присутствие лица, в отношении которого ведется административное производство по делу о правонарушении обязательно.
Определение об отказе в удовлетворении вышеназванного ходатайства должно содержать основание, которое препятствует рассмотрению дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется административное производство по делу о правонарушении.
Помимо этого, вне зависимости от того поступило ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства или нет, дело об административном правонарушении будет рассматриваться по месту нахождения органа, которым проводилось административное расследование (в случае если оно проводилось). Как правило, сюда входят большинство правонарушений, связанных с ДТП. Данная мера закреплена в ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ.